Хироки Адзума о философской концепции туризма, границе между другом и врагом и неопределенном существовании.
Здравствуйте! С вами Хироки Адзума. Вот моя последняя книга — «Философия туризма». Она написана на японском и еще не переведена ни на английский, ни на русский. Однако я хочу познакомить вас с этой книгой и с концепцией туризма.
Может быть, вам покажется очень странным сам факт, что философ рассуждает о туризме. Однако именно такая возникающая у людей реакция является отправным пунктом моей философии туризма. Почему туризм сейчас не является философской темой? В этой книге я попытался обнаружить то, о чем не может говорить философия и каковы ее ограничения. В моей книге рассматривается философская полемика у таких авторов, как Карл Шмитт, Достоевский, Ханна Арендт и др. Попробую объяснить в двух словах, о чем идет речь в этой книге.
Я считаю, что для того, чтобы создать новую политическую философию, нужно преодолеть границу между другом и врагом. В наше время в мире появляются различные проблемы: Трамп, Брексит... И все хотят заново установить границу между «своим» и «чужим». Я думаю, что в наше время это происходит не случайно, а политическая философия занимается этим всю свою историю.
Философ Карл Шмитт, работавший в нацистской Германии в 1930 гг., считал, что понятие политического — это разделение на друзей и врагов. А Ханна Арендт эмигрировала из Германии в США. У них абсолютно разные идеологии. И противоположные позиции: один — агрессор, другой — жертва. В книге «Удел человеческий», определяя понятие человека, Арендт пишет: человек — это именно тот, кто живет в полисе и занимается политикой. На самом деле в определениях Шмитта и Арендт имеется общая черта: они оба отделяют человека от не-человека. Устанавливают границу между другом и врагом. А мы должны создать философию, которая может выйти за пределы такого проведения границ, разделяющих людей на друзей и врагов. И я считаю, что именно туризм может стать ключевым понятием новой философии.
Принадлежа своему обществу, турист покидает это общество и снова возвращается в него. Турист не внутри и не вне общества. Он находится в неопределенной сфере. Не в том ли проблема, что политическая философия до сих пор не имела понятия, описывающего такое неопределенное существование? А я как раз считаю важным преодоление ограничений прежней политической философии. Вот что такое туризм как новая философская концепция, которую я предлагаю. Спасибо.