Эбигейл Соломон-Годо о переосмыслении оппозиции «человек-животное», призракологии и художественных практиках как параллельной философии форме мышления.
В последние двадцать лет идея переосмысления понятия животного становится все более популярной. У этой идеи есть философская история, истоки которой восходят к Питеру Сингеру и австралийской философии, а также понятию о правах животных, имевшему разного рода ответвления. Но сама идея восходит также к Деррида — его работа, посвящённая разделению на животное и человека, стала особенно заметной вехой в философии и критических исследованиях.
Параллельно этому я начала замечать, что во многих современных художественных работах появляется тема животного. В них отразилось понимание того, что (как это утверждал Деррида) представить идею животного как единую категорию, несмотря на огромное многообразие животной жизни, — значит установить исключительность, сущностные качества того, что называют человеческим; то есть великая бинарная оппозиция «человек и животное» со всеми её вариациями — это оппозиция, требующая переосмысления.
Я стала отмечать, что в художественных произведениях, связанных с внезапным появлением призрака, призракологией и наваждением, параллельно исследовалось, что значит конституировать нечто в качестве «животного» без учёта философских, биологических или естественнонаучных идей о «животном» как одной из бинарных оппозиций, закрепляющих суверенность и гегемонию человека — всегда, конечно, представленного как универсальный белый западный субъект.
Как художественные исследования призракологии (hauntology) расшатывают идеи о реальном, психологическом, вытесненном, так, думаю, и последние художественные исследования оппозиции «человек — животное» служат пониманию того, что отношения подчинения и господства, которые в библейской традиции приписаны Адаму, наделённому властью над целым миром, приводят в конце концов к экологической катастрофе, которую мы сейчас переживаем, не имея никаких представлений о том, чем это может закончиться. Я, стало быть, не думаю, что работа художника «иллюстрирует» философскую мысль; скорее, те конкретные примеры, с которыми сталкиваешься в современных художественных практиках, представляют параллельную форму мышления, где создаётся ещё один способ осмысления тех же вопросов, проблем и противоречий, с которыми работают философы.