Александр Иванов о негативной идентичности, тотальной подозрительности марксизма и слабых оппозициях.
Существует некая негативная идентичность. Например, как Маркс говорил, — «Слава Богу, мы не русские». В каком-то контексте кто-то определяет себя как «не русский» или «не» там кто-то ещё. И это довольно слабая идентичность, потому что она требует очень сильной зависимости от отрицаемого предмета.
В принципе, весь марксизм построен на идее так называемой тотальной подозрительности. И левая теория, которая вытекает из Маркса, она эту тотальную подозрительность развивает и экстраполирует на всю буквально реальность. Что это означает? Это означает, согласно Марксу, что всё, что мы привыкли называть природно-естественным, является искусственно созданным. Он в «Немецкой идеологии» критикует Фейербаха и говорит, — «Где Фейербах обнаруживает природу? Где вообще сейчас можно найти природу? В смысле не тронутого, не задетого человеческим трудом, не втянутого в какую-то косвенную или прямую коммуникацию с человеческой культурой природного объекта. Пожалуй, это только острова где-нибудь в Океании, коралловые рифы, которые ещё не изведаны и у них даже нет названия.» Всё остальное, по мнению Маркса, так или иначе является продуктом какого-то производства. То есть труд носит тотальный характер. И если какая-то идеология или какой-то носитель идеологии утверждает естественность чего-то, то Маркс его подлавливает на том, что на самом деле речь идёт об искусственности. Это не естественное нечто, не природно-данное, а искусственно созданное. Встаёт вопрос: кто это создал, с какими целями, в каких интересах и так далее. Отсюда вот эта марксистская подозрительность и приписывание всему некоторого как бы негативного статуса.
Но негативность является ещё синонимом мышления. В том смысле, как его понимал Гегель, например. Мышление, которое отрицает такую вульгарную позитивную форму чего бы то ни было. Не может отличить, например, два таких красивых, фактурных апельсина от числа два. Число два не имеет никакой фактуры, никакой плотности, никакого вида. Это просто некое число. Оно имеет смысл только в математических операциях: операциях счёта или извлечения корня. То есть мышление связано с отрицанием вот этой позитивной данности чего бы то ни было и в этом смысле оно негативно. Любое мышление негативно, считал Гегель. И, наверное, был прав. По крайней мере именно так понимает мышление вся европейская традиция метафизики.
Я считаю, что, конечно, какую-то даже мыслительную ситуацию, не говоря уже о ситуации общения, желательно строить без негативных идентичностей и без вот этой тотальной подозрительности марксистской. То есть любое утверждение, любое позитивное высказывание создаёт поле, которое мне кажется более интересным. И оно в большей степени связано с тем, что приписывается научной или практической картине мира, нежели сугубо мыслительно-философской, как она понимается в европейской традиции. В этом смысле утвердительная позиция является в каком-то смысле, в каком-то взгляде на неё антифилософской или не философской позицией. Философ, как он предстаёт со времён Платона, это тот, кто начинает с некоторого различения, разделения, а не синтеза, не утверждения. Различение — очень важная черта философии. Но это различение может быть не доведено до окончательной оппозиции души и тела, субъекта — объекта и т.д. Оно может быть слабым, это различение. И, мне кажется, что современная культура она во многом работает с такими слабыми оппозициями, не оформленными.
Я сейчас, например, сошлюсь на текст последней книжки Джудит Батлер. У неё какое-то непереводимое название... «Теория совместных групп (или ансамблей)». Это набор её журнальных статей, который она объединила в книжку. И там — одна из основных проблем, которые она обсуждает в полемике с Ханной Арендт, которая в книге «Vita activа» и в других текстах разделяла резко частную сферу и политическую, публичную. Джудит Батлер считает, что это различие нерелевантно. Сегодня любой вид предъявления себя в публичном пространстве (причём предъявления не как политического лица, без политических даже лозунгов), например, предъявление себя в качестве инвалида или трансгендера, или человека с какими-то физическими особенностями. Например, сильно пирсингованный человек или татуированный. Это предъявление, в принципе, достаточно опасно. Или может быть опасно. Например, в традиционных обществах, в обществах, где очень сильно нормализована внешняя сторона жизни и какой-то канон социального поведения. То, что раньше относилось к частной сфере, в случае публичного предъявления может иметь политический характер, характер политической манифестации.
Об этом пишет Батлер, и это тоже связано, в конечном счёте, с таким пониманием оппозиции публичного и частного как слабой оппозиции, не выраженной оппозиции. Оппозиции, которая в любой момент может поменяться местами. И главное, что эта оппозиция не доведена до полярности, до антитезы. И в этом, мне кажется, очень интересный современный такой ход, который распространяется на различного рода и практики, и виды рефлексии, и понимания как выглядит современная информационная сфера, как выглядит современный дизайн, как выглядит современный политический и информационный дизайн. Здесь что-то очень внешнее и фактурное начинает выполнять функцию какого-то важного и значимого элемента всего этого пространства. То, что раньше отводилось на территорию не значимого и не важного, начинает играть какую-то роль. Самые маленькие различия, которые раньше подавлялись большими оппозициями, — они всё больше и больше начинают выполнять функцию и понимательную (то есть функцию с помощью которой мы понимаем ситуацию точнее) и функцию стратифицирующую. Мы начинаем ориентироваться в системе небольших, крошечных различий. Это может быть что угодно. Это может быть система моды или система публичных пространств, в которых мы ищем место, где можно поужинать, например. И мы включаем какие-то небольшие микроразличия для того, чтобы установить то место, где нам, по-видимому, будет наиболее комфортно.